18.10.2023
ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕК ОСОБЕННОЙ СУДЬБЫ И ТАЛАНТА МОГ ПОДАРИТЬ МИРУ СОТНИ ПРЕКРАСНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Как это водится в интеллигентной среде, мальчик с детства был окружен искусством. Отец – Игорь Иванович Гладков, в совершенстве играл на аккордеоне и баяне, был солистом оркестра Александра Цфасмана. В годы Второй мировой войны играл на фронте, поднимая боевой дух товарищей. Дедушка – Максаков Степан Осипович, единственный кто мог играть на саратовской гармошке, на ней он и аккомпанировал Лидии Руслановой. Дядя Геннадия Игоревича – позже учил его основам музыки. Единственным человеком в семье, не занимающимся музыкой, была мать будущего композитора – Елена Степановна Гладкова.
Музыка жила повсюду. Еще будучи в положении, Елена Степановна посещала концерты супруга, а на выписке из роддома их с сыном ждал целый встречный марш в исполнении друзей отца по оркестру. Первым музыкальным опытом Гены стали барабаны, его дедушка даже собрал для него настоящую джазовую установку своими руками, а дядя Герман, игравший в клубе летчиков джаз, брал с собой на выступления и давал поиграть Геннадию на барабанах и там. Когда вся музыкальна семья собиралась у бабушки, устраивались целые концерты с аккордеоном, барабанами и украинскими песнями, которые знала и пела сама бабушка.
В пять лет началась учеба будущего музыканта, ему с трудом давались скучные гаммы в столь юном возрасте, мальчик доучился до четвертого класса музыкальной школы. Когда началась война, Гена еще учился, и получал две оценки: два и пять. Два – за академические задания, 5- за все, что касалось слуха и таланта. Вернувшись с фронта, отец помог мальчику разобраться с заданиями, и двойки, наконец, исчезли, но после четвертого класса Геннадий ушел из музыкальной школы, купил вначале первый, а потом и второй аккордеон и к 14 годам обучился игре на этом инструменте до такого уровня, что стал вести кружок самодеятельности. Он и стал первой работой юноши. Еще не имея паспорта, юный педагог получил зарплату мешком яблок и двумя трехлитровыми банками меда.
После удачного опыта, Гладков еще четыре года руководил самодеятельностью в детском лагере. Ставил постановки, обучал ребят игре на музыкальных инструментах, а тем, для кого музыка была совсем неподъемным делом, он выработал особую систему обучения – без нот.
Долгое время будущий «мастер» играл запрещенную музыку в джазовых составах, и везде, где бы он ни учился: училище, консерватория, аспирантура в консерватории – организовывал самодеятельность. Позже, преподавал практически во всех музыкальных образовательных учреждениях Москвы.
Когда Геннадию Гладкову исполнилось 15 лет, мать с отцом развелись, и он остался единственным помощником матери и брата, поэтому решил оставить «баловство» музыкой, и получить денежную профессию. Так композитор оказался в химическом техникуме, и проработал год дежурным мастером опытного отдела, но и там музыка не оставила его, и он снова вел самодеятельность.
Ответственность – одна из характерных черт Гладкова. Он брал ее за себя, и за близких, не сдаваясь, не сбегая от сложностей, которые его поджидали. Первое серьезное проявление этого качества случилось еще в 6 лет, когда будучи эвакуированным вместе с семьей в деревню Выпрягово, и питаясь лишь за счет продажи каких-то вещей, Гена придумал себе занятие – сбор грибов. Это увлечение в то время кормило всю семью и помогло выжить в страшное военное время. Мальчик даже смог обучиться грамоте, пока помогал подписывать этикетки на лекарствах, отправляющихся на фронт.
Молодость Гладкова была бурной и неоднозначной. Время было такое. Мужчины ушли на фронт, а городом заправляли мальчишки, точнее «дворы». И Гена, со своим другом Василием Ливановым, отлично усваивал уроки и школьные – ведь учились на пять, и уличные – учителя прощали их поведение благодаря хорошей учебе. Но такая опасная жизнь не могла пройти бесследно, однажды, в очередной драке, Геннадий получает ножевое ранение, а через два года – переворачивается с друзьями на лодке. Юный Гена не умел плавать, но каким-то чудом не только спасся сам, но и вытащил из воды товарища. После таких потрясений он пообещал сам себе, что посвятит свою жизнь музыкальному таланту, в знак благодарности чуду за свое спасение – и сдержит слово. С этих пор Геннадия Гладкова «кормила» только музыка.
За великим мужчиной всегда стоит великая женщина, и такая была у нашего героя. С будущей супругой Гладков познакомился в музыкальном училище, с момента их первой встречи завязалась долгая дружба, но предлагать отношения Геннадий не торопился. Светлана была на курс старше, окончив училище, она устроилась на вагоностроительный завод руководителем хора, а Гену позвала на должность концертмейстера. Прячась в конюшне от дождя, он, наконец, сделал Светлане предложение, и это было одним из самых верных решений его жизни. С супругой они прожили в браке более 50ти лет, переживая вместе все радости и невзгоды.
Первый успех автору принесла работа в мультфильме «Брементские музыканты», а музыкальная пластинка с песнями из картины разошлась рекордным тиражом в 28 миллионов экземпляров. Жизнь ударила Гладкова снова, и параллельно с этим оглушительным успехом, Гладков испытывал невероятную боль, они со Светланой теряют долгожданного ребенка в возрасте трех месяцев. Оправившись от удара, Гладков начинает еще больше ценить жизнь и работает с новой силой, выдавая советскому кинематографу «хит за хитом».
Автор написал более сотни детских песен. Его песни звучали в каждом детском саду, в каждой школе, летнем лагере, а слова этих песен каждый ребенок знал наизусть. Одни из самых известных работ: «Волшебник Изумрудного города», «Маша и Витя против «Диких гитар»», «Голубой щенок», «Хоттабыч», Обыкновенный волшебник и другие.
Фильмография Геннадия Гладкова невероятна по своим масштабам: «Джентльмены удачи», «12 стульев», «Собака на сене», «Обыкновенное чудо», «Сватовство гусара», «Человек с бульвара Капуцинов» - самые популярные из них.
Всего в общей сложности Гладков писал музыку более чем для 60ти фильмов и 40 мультфильмов, параллельно работая и в театре. Как говорил сам композитор: «Песня получается только тогда, когда она предельно проста».
Самым большим страхом Геннадия Гладкова было перестать «слышать» музыку, которая приходила к нему откуда-то свыше. Обособленно от всех написанных им произведений стояла полноценная трагическая опера, рукопись которой была утеряна, но все тем же чудом, Гладкову удалось восстановить ее по памяти.
Страница памяти IWARY помогает удобно и интуитивно понятно разместить всю важную информацию о Ваших близких. Чем бы они не занимались, какую бы интересную жизнь ни жили - все сохраниться для будущих потомков благодаря сервису хранения воспоминаний.
* Факты, события и иная информация, использованная в статьях, собрана из открытых источников сети интернет, и не несет в себе личную позицию автора, или уникальную информацию, полученную от первого лица, а является лишь интерпретацией заявлений различных медиа источников.