10.03.2024
ВЛАДИМИР ЛЕОНИДОВИЧ ГУЛЯЕВ.
«Я седьмой, докладываю, по направлению городу движется автоцистерна-молоко» - это знаменитая погоня хорошо известна нескольким поколениям зрителей.
Именно эта роль из кинофильма бриллиантовая рука стала визитной карточкой актера Владимира Гуляева. Пусть эта роль небольшая, но такая говорящая. Никто из зрителей не догадывался, что именно небо было его стихией с детства.
В период войны штурмовик Владимира Гуляева был настоящим кошмаром для противника. Немецкое командование обещало вознаграждение за его плен, ибо он славился как один из самых смелых и удачливых летчиков Второй мировой войны. Поколение победителей, они не только выдерживали удары войны, но и судьбы. Гармония таланта, человечности и понимания была в них.
Привыкший к победам в небесах, Гуляев на земле мучительно искал свое место, но семейная жизнь и актерская карьера не всегда шли рука об руку.
Фильм "Весна на заречной улице" сразу же стал хитом кинопроката, привлекши 30 миллионов зрителей только за первый год после выпуска. Жизнь разворачивалась прямо на площадке съемок. Впервые Гуляев женился на однокурснице из ВГИКа.
Римма Шорохова выросла в рабочей семье, ее отчимом стал директор завода. Она окончила техникум и работала исследователем на заводе отца, но ее характер стремился к искусству. Приехав в Москву без разрешения, чтобы стать актрисой, она привлекла внимание Гуляева. Супруги решили пожениться до окончания института, но жизнь на съемках не давала им шанса на семейное счастье. Их отношения испытывали тяжелые испытания.
После развода Гуляева и Шороховой, Римма влюбилась в чешского оператора на съемках фильма и уехала с ним в Прагу, где они провели вместе всю свою жизнь.
До начала войны отец Владимира, полковник Леонид Гуляев, кандидат исторических наук, занимал должность заместителя начальника политотдела Молотовской военной авиационной школы. Владимир, будучи прилежным учеником, с нетерпением ждал момента, когда сможет самостоятельно подняться в небо на самолете. Уже в 15 лет он занимался в аэроклубе, после окончания школы работал в авиационной мастерской, а в 17 лет был принят курсантом в Молотовскую военную авиационную школу пилотов.
В 1942 году Гуляев стал настоящей сенсацией на фронте. Он был самым молодым летчиком-штурмовиком в нашей армии. За время войны он совершил 60 вылетов, его истребитель ил-2 умел уклоняться от пулеметных выстрелов фашистских летчиков так, будто бы не был из металла. Каждый бой для него был испытанием, и в каждом из них смерть могла подстерегать его в любую секунду.
Однажды, когда их группа вылетела по заданию, они обнаружили целый эшелон немецкой военной техники. Без разрешения Гуляев повернул и начал бомбардировку.
« Было ли страшно? Я не мог себе ответить на этот вопрос. Наверное нет. Некогда было пугаться, надо было все время что-то делать, действовать, маневрировать, управлять самолетом, стрелять, бомбить, и опять стрелять. Наверное, человек пугается тогда, когда ему нечем заняться».
К «весне на заречной улице», восьмому по счету фильму Гуляева, в поколении молодых артистов кино сложился негласный табель о рангах. Вслед за несколькими эпизодами актер получил более серьезные роли, большие, но, все же, второстепенные.
Первый послевоенный курс во ВГИКе был особенным и запоминающимся. После окончания войны на места в учебном заведении было огромное количество желающих, конкурс был очень высоким. Студенты приходили на занятия в шинелях и гимнастёрках, отражая дух времени и трудности, с которыми столкнулось послевоенное поколение.
На фоне оптимизма и стремления к новому, со временем возникли новые проблемы и вызовы. Гуляев, хоть и не выглядел как типичный фронтовик, проявил себя как настоящий герой и лидер. Его подвиги и достижения стали известны коллегам и студентам позже.
Наградные листы сохранили подвиги летчика Гуляева, его отвагу, бесстрашие и готовность рисковать жизнью ради победы.
Гуляев совершил 60 боевых вылетов, но не получил звание героя Советского Союза из-за изменения критериев после 1943 года. Он был награжден двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны и несколькими медалями. Во время войны немцы сбили 12400 самолетов Ил-2,при этом погибло семь тысяч восемьсот тридцать семь летчиков. Как Гуляев умудрялся маневрировать на архаичной машине и попадать в цель - это остается загадкой.
Однажды режиссер разрешил Гуляеву пошутить. Так, актер передал привет самому себе из настоящего в прошлое. Это была единственная в карьере Гуляева роль летчика, 48 секунд в форме авиатора, причем гражданского флота.
Так уж сложилось, что в кино ему приходилось надевать милицейскую форму.
Часто всё его участие в фильме заключалось в появлении на несколько секунд, в повороте головой, в улыбке. Иногда его фамилия даже не указывалась в титрах, но зрители все равно узнавали его.
В театре киноактера при киностудии Мосфильм Гуляев занимался общественной работой, был парторгом трупы.
Актер часто пробовался на роли в военные фильмы, особенно пристально следил за темой летчиков. За 30 активных лет Гуляева в советском кинематографе с 1955 по 1985 было снято более 15 фильмов, в которых летчики были главными героями.
Партнеры Владимира Гуляева по фильмам «Чужая родня» и «Алёшкина любовь» не пригласили его в свою картину «В бой идут одни старики». Можно только догадываться с каким чувством смотрел эти фильмы Владимир Гуляев - человек, для которого небо было призванием, а стало несбыточной мечтой.
С небом Гуляева разлучила трагедия, она же разделила его жизнь на до и после. Однажды удача отвернулась от него. В июле сорок четвертого, во время атаки артиллерийских позиций, его ил-2 попал под обстрел. Самолет пришлось сажать с остановившимся мотором на деревья. Во время страшного удара, ели смягчили падение, и спасли экипаж от верной смерти. Владимира Гуляева в бессознательном состоянии срочно доставили в центральный авиационный госпиталь в Москву, в свой полк он вернулся лишь через три с половиной месяца. О тяжелом ранении напоминали шрамы на переносице и подбородке и не утешительное заключение врачей, которое позволяло надеяться на полеты только в легкомоторной авиации.
Пилот один за одним писал рапорты, одну за одной проходил медкомиссии, и в марте 45-го снова поднялся в воздух. Но во время одного из первых вылетов после ранения, его самолет снова подбивают немцы и он снова чудом остается жив. После прямого попадания зенитного снаряда, его самолет был поврежден, но благодаря отличной технике пилотирования, ему удалось привести самолет на свой аэродром и благополучно произвести посадку.
Потеряв свое небо, Гуляев всеми силами старался удержаться на ногах на земле. Иногда это было труднее, чем управлять боевым самолетом. Война - вещь, которая ломает людей. Владимир был из числа тех, кого война не подкосила, не сломала. В нем была доброта, внутренний свет и простое открытое отношение к людям.
Гуляев встретил свою вторую жену в одном из советских учреждений и был поражен ее красотой, напоминающей его первую жену. Они были очень счастливы в начале отношений, особенно когда у них родилась дочь.
Актер не имел проблем, характерных для многих ветеранов войны, таких как чувство ненужности или бесполезности жизни. Он не пил, не был ожесточен, ему было о ком заботиться кроме себя - родители, собственная семья. Он много ездил по стране с творческими вечерами, где читал стихи, показывал отрывки своих самых известных фильмов, и пел. Музыкальный талант достался ему от родителей. Леонид Михайлович играл на баяне, мама, Мария Алексеевна - на семиструнной гитаре. Оба отлично пели.
Актер отлично готовил, любил рыбалку, много времени проводил друзьями.
Счастье закончилось не в один день, не вдруг. Супруге было трудно принять актерский образ жизни мужа. Не только застолья и отъезды. Муж все реже давал ей почувствовать свою исключительность. В представлении Риммы о счастливой жизни, она должна была быть вне конкуренции, и в первую очередь для мужа.
В 1972 году у них родился сын, который прожил 42 года и ушел после тяжелой болезни. Несмотря на то, что Владимир был привязан к детям, после 20 летней совместной жизни с Риммой он ушел из семьи.
Его третьей, и последней, женой стала работник хозяйственной части кремля, Люция Алексеевна Ефимова. В своей последней семье Владимир Гуляев вел замкнутый образ жизни, храня все тайны внутри.
Пока позволяло здоровье, актер не прекращал встреч со зрителями. Выходя на сцену он преображался. Ему аплодировали, задавали вопросы, эти встречи продлевали ему жизнь.
Сохранить историю жизни советского актера зрителю помог кинематограф. А нам – помогает IWARY – сервис хранения воспоминаний.
* Факты, события и иная информация, использованная в статьях, собрана из открытых источников сети интернет, и не несет в себе личную позицию автора, или уникальную информацию, полученную от первого лица, а является лишь интерпретацией заявлений различных медиа источников.