БЕЖАЛИ ИЗ СТРАНЫ. ПОЧЕМУ ДВУКРАТНЫЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ЧЕМПИОНЫ В ФИГУРНОМ КАТАНИИ ОЛЕГ ПРОТОПОПОВ И ЛЮДМИЛА БЕЛОУСОВА ОКАЗАЛИСЬ НЕУГОДНЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Бежали из страны. Почему двукратные Олимпийские чемпионы в фигурном катании Олег Протопопов и Людмила Белоусова оказались неугодны Советской власти, и в чем была настоящая причина «побега».

Олег Протопопов ушел из жизни 31 октября 2023 года, ему было 91. Супруга и партнерша по льду, Людмила, ушла на 6 лет раньше. Они были не похожи на всех, и шли своим, для многих, странным путем, в котором, как говорили сами герои, они были счастливы.

Необычность пары была очевидна с самого начала. Возрастная пара, свою карьеру фигуристы начали довольно поздно.

Мать Олега была эстрадной артисткой классического балета, именно ее сложную артистическую судьбу во многом повторил и сын. Агния Владимировна Гротт была успешной балериной до сентября 1941 года, когда вокруг Ленинграда сомкнулось блокадное кольцо, тогда она устроилась на работу в военный госпиталь медсестрой. Все 900 дней девятилетний Олег был рядом, и видел многое: как горели Бадаевские продовольственные склады, расположение которых выдали немецким бомбардировщикам шпионы, и как тонул в Ладожском озере грузовик с несколькими десятками мальчишек и девчонок, которых должны были эвакуировать по «Дороге жизни».

Первым интересом Протопопова стала музыка, он хотел стать пианистом, но в ДП им. Жданова ему указали на дверь, причиной этому стали отсутствие слуха и незнание музыкальной грамоты. Тогда Олег поступил в кружок ударников, и начал играть на ксилофоне, каждый раз проходя после занятий через сад Отдыха, в котором тренировались фигуристы. Именно тогда возникла первая любовь юноши к фигурному катанию. Протопопову повезло заниматься у ученицы легендарного Николая Федоровича Панина – Нины Васильевны Леплинской.

Осенью 1954 года на одном из семинаров, Олег, ленинградец, матрос Балтийского флота, знакомится с московской студенткой, Людмилой Белоусовой. И уже к декабрю Людмила переезжает в Москву, кататься вместе с Протопоповым. Демобилизовавшись в 1955 г, Олег и партнерша начинают усиленные тренировки. Пара высоковозрастная, казалось бы – бесперспективная, тренера Людмиле и Олегу так и не дали. Спортсмены тренировались на первом в Ленинграде искусственном катке, открывшемся в середине 50-х, в бум фигурного катания, на Васильевском острове, на подворье монастыря Оптина Пустонь. Небольшая площадка 15 на 15 метров стала трамплином к победе пары на Олимпийских играх 1964 года. Белоусова и Протопопов повели мировое парное катание по пути художественного обогащения программ.

«Нас интересовала не только смена ритмов, как это было раньше, как это было и есть у большинства фигуристов. Нас интересовала смена эмоций, настроений. Мы искали внутреннее содержание, — вспоминает Олег Протопопов в автобиографии. — Нас интересовало развитие человеческих отношений. Развитие отношений между мужчиной и женщиной, любящими друг друга. Древняя, как мир, в искусстве эта тема для фигурного катания была новаторской. И мы старались создать музыкальную композицию, в которой тема любви была бы яркой и беспрерывной. Все свое внимание мы сосредоточили на пластической интерпретации музыки».

Олег Протопопов отличался упорством и безкомпромисностью. В разговоре с Хрущевым во время встречи спортсменов после олимпийского триумфа, он задал Никите Сергеевичу вопрос о приказе №1009, якобы подписанным его именем и запрещавшим строительство любого спортивного сооружения в Ленинграде. На данный приказ ссылался тренер Машин, объясняя Олегу отсутствие денежных средств на постройки. Хрущев обвинил Машина во лжи, и лично обещал Протопопову построить каток. Спустя некоторое время обещание будет исполнено, и Олег Алексеевич лично провезет символический ключ по арене нового Ледового Дворца, вместе с другими спортсменами.

Следующие 4 года после Олимпийского золота, пара Протопопов и Белоусова – номер один. Каждая новая программа фигуристов – событие. Четыре раза подряд они становятся Чемпионами мира – слава оглушительная, они очевидные фавориты к Олимпиаде 1989 года. И тут появляются сложности, к которым никто из них не был готов. Перед отъездом на олимпиаду у Олега обнаруживаются камни в почках. Адские боли, врачи настаивают на операции, но Протопопов непреклонен. Он не готов отказаться от карьеры, и начинает бороться с болезнью народными способами – горячая ванна и 15 литров минеральной воды в день. Уже на олимпиаде, в ночь перед решающим выступлением он не сомкнул глаз из-за почечной колики, а за 15 минут до выхода на лед боль стала невыносимой, вышел полусантиметровый камень. Несмотря на все трудности со здоровьем, Протопопов и Белоусова прекрасно откатают программу, и станут олимпийскими чемпионами во второй раз.

Казалось бы, у пары было все, по меркам советского времени. Они были первыми частными владельцами Волги в кузове «пикап», имели личный гараж, квартиру в элитном доме на берегу Невы с видом на Летний сад, часто бывали за границей. Чего же им не хватало? Этим вопросом после «побега» пары в Швейцарию долго будут задаваться коллеги по цеху и фанаты спортсменов. Ответ окажется намного скромнее, чем подковерные интриги или политические мотивы, так желаемые западной прессой. Переезд состоялся лишь по одной причине – фигуристы просто хотели иметь возможность выходить на лед.

Став двукратными олимпийскими чемпионами, пара успела выступить еще на нескольких Чемпионатах мира, но Москва стала делать ставки на других спортсменов. Появились Роднина и Уланов. На собрании 1972 года, перед Олимпийскими играми в Саппоре, решалось какая пара поедет третьим номером. Олега и Людмилу решено было не включать в команду, так как, по словам выступающего, эти спортсмены «озлоблены на федерацию и на членов команды, и если дать им выиграть третий раз – они уедут заграницу». На тот момент в семье Протопопова и Белоусовой таких намерений не было. Роднина и Уланов стали олимпийскими чемпионами, а для Протопопова и Белоусовой спорт в составе Советской сборной - закончился.

Еще какое-то время они пытались свыкнуться с реальностью в роли солистов Ленинградского Государственного балета на льду. Но и там не нашли поддержки. Каждый раз после выступления зрители неоднократно вызывали пару на бис. Это раздражало художественный состав театра и ломало ход всего концерта – балету это было ненужно. На очередном собрании руководство театра решило отправить Олега на пенсию, ведь ему было уже 47 лет, а пенсия артистов балета начиналась вовсе с 38ми. Протопопов и Белоусова остаются «на мели».

Это событие стало последней каплей в чаше терпения фигуристов, и в августе 1979 года они отправляются на гастроли в Швейцарию, после которых уже никогда не вернуться на родину. С собой они взяли самое дорогое – записи их выступлений на кинопленке и швейную машинку для изготовления сценических костюмов. Их побег был тайной для всего окружения, даже для матери Олега. Им пришлось бежать ради продолжения карьеры.

Герои или предатели? На родине мнения разделились. Литературная Газета 1979 года писала:

«Запад приобрел не спортивных «звезд», а двух алчных, деловых потребителей. Завоевать новую известность путем измены стране, которая их взрастила. Только в этом и надо искать причину бегства».

Многие из бывших коллег отзывались об их паре нелестно, считали их зазнавшимися, приписывали звездную болезнь. Олег и Людмила ставили фигурное катание выше всего, выше человеческих отношений. Та же Литературная Газета писала о них:

«На глазах шел процесс угасания мастерства некогда незаурядной пары. Они ушли из спорта на профессиональную сцену, затаив обиду на всех. В работе терпели неудачу за неудачей, творческих сил уже не было».

Первые деньги после отъезда пара смогла заработать через месяц, им заплатили хороший гонорар за интервью для немецкого «Штерн» (Stern). Европейская пресса хотела видеть их борцами против Советской власти, но на самом деле они бежали только для возможности кататься, без каких-либо политических причин. И им это удалось. Пара на многие годы заключила контракт и давала гастроли в Америке, выступала на других зарубежных площадках.

Агния Гротт умерла в 1992 году, так и не увидев больше сына. Протопопов смог посетить могилу матери лишь спустя 11 лет, так как в момент смерти не мог выехать из Швейцарии из—за риска по этой причине не получить гражданство страны.

Олег и Людмила долгое время жили в Гриндельвальде, Швейцария. Уже находясь в преклонном возрасте они вместе продолжали свои ежедневные трехчасовые тренировки: зал, бассейн, лед. И даже давали выступления. Финансовой выгоды эти выступления уже не приносили, но давали душевную радость. Жили супруги на оставшиеся от гастрольной деятельности сбережения, одна только квартира обходилась им в 1400 франков, при пенсии в 600 франков на человека. Фигурное катание и они сами были друг для друга любовью всей жизни. Они так и не обзавелись детьми, не смогли отказаться от выступлений. В 2005 году, давая интервью русскому журналисту, они признались что за 51 год совместной жизни они расставались лишь на 4 дня, жили и работали все время вместе, и несмотря на это им никогда не становилось скучно друг с другом. Они планировали купить дом, но решили распорядиться заработанным иначе. У Олега и Людмилы была мечта – снять фильм с их художественными номерами. На отложенные деньги они купили необходимую аппаратуру и много лет продолжали свои записи. Кроме того, вместе с женой они издали книгу «Золотые коньки с бриллиантами».

Эта удивительная история способна вызвать противоречивые чувства. Такая приверженность своему делу, самоотдача и, возможно, забвение. Людмила Белоусова и Олег Протопопов нашли друг в друге несомненных соратников, и всю свою жизнь посвятили любимому делу, заплатив за него родным домом, несостоявшимся родительством и общением с близкими людьми. Их не понимали, презирали, и восхищались одновременно. Они с самого начала были не такие как все...

Мы никогда не узнаем, был ли это бег за славой и признанием, или истинная любовь к своему делу, а возможно – истина где-то посередине. Но вот что мы знаем наверняка, так это то, что данная история определенно достойна внимания и важно передать ее следующему поколению, как и миллионы других историй человеческих жизней вместе с ресурсом IWARY.


* Факты, события и иная информация, использованная в статьях, собрана из открытых источников сети интернет, и не несет в себе личную позицию автора, или уникальную информацию, полученную от первого лица, а является лишь интерпретацией заявлений различных медиа источников.


480

Может быть интересно:

28.09.2023

В ВОЗРАСТЕ 82 ЛЕТ УМЕР 19-Й АКТЕР ИЗ ГАРРИ ПОТТЕРА - МАЙКЛ ГЭМБОН

10.12.2023

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ГИТАРИСТ И КЛАВИШНИК, АРАНЖИРОВЩИК, АВТОР СОБСТВЕННЫХ ПЕСЕН, АНДРЕЙ ШАТАЛИН.

31.12.2023

РОССИЙСКИЙ ЖУРНАЛИСТ, МЕДИАМЕНЕДЖЕР И РУКОВОДИТЕЛЬ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ, ВЛАДИМИР ГРОНСКИЙ

10.11.2023

ПОЧЕМУ ВИКТОР ГРИГОРЬЕВИЧ СМАГИН РЕШИЛ ПОКОНЧИТЬ С СОБОЙ В ВОЗРАСТЕ 75 ЛЕТ

Сохраните память

Создайте страницу памяти Вашего близкого человека прямо сейчас