«У МЕНЯ ХВАТИЛО СМЕЛОСТИ, ПРАВДА, ЭТО УЖЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ЖИЗНИ, ХВАТИЛО СМЕЛОСТИ БЫТЬ САМИМ СОБОЙ...». ЮРИЙ ТЕМИРКАНОВ.

«У меня хватило смелости, правда, это уже во второй половине жизни, хватило смелости быть самим собой. Все люди играют роль какую-то всю жизнь, часто, и настолько входят в роль, что они становятся этим персонажем в жизни. И очень мало у кого хватает и ума, и смелости быть таким, какой он есть. В конце концов, когда ты побеждаешь себя, то ты становишься, правда, свободным».

Огромный зал Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича. В кипельно-белой отутюженной рубашке, во фраке – пошитом на заказ где-то в Лондоне, неторопливой и гордой походкой Юрий Хатуевич направляется на свое почетное место, и из 1500 других, занятых зрителями, его место – главное на этом вечере. Так великий дирижёр встретил свой 75 летний юбилей в декабре 2013 года. Мастера, виртуозы своего дела, огромное количество именитых музыкантов пришло поздравить маэстро и отдать ему дань уважения. К общему празднованию присоединился и президент страны, Владимир Владимирович Путин, лично поздравивший юбиляра и вручивший ему Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени, так Юрий Хатуевич стал полным кавалером этой высокой награды. Символично, но ровно через 10 лет, в этом же зале состоится прощание с Юрием Темиркановым, 5 ноября 2023 года. В этом году ему исполнилось бы 85 лет.

Сложно объяснить, в чем именно гений мастера. В своих интервью он и сам не мог ответить на этот вопрос, но предполагал что так называемый «божий дар» ни есть что иное, как смешение генетических способностей к делу, которым занимается человек, и везения.

«Я не верю в судьбу, но верю в везение. Есть элемент везения в судьбе каждого человека».

Вместе с Юрием Темиркановым обучалось большое количество ребят, возможно даже талантливее и способнее чем он, но именно ему волей судьбы было суждено сразу после окончания консерватории попасть в Ленинградский малый театр оперы и балета и проработать там с 1966 по 1972 год. Сам дирижер называл это «вовремя поймать ветер», «вкалывать» и «не упустить шанс».

Важным событием стала победа Юрия Темирканова на всесоюзном конкурсе дирижеров, после которого ему открылась возможность работы с симфоническими оркестрами.

Кроме того, новый рост дал будущему маэстро и Евгений Мравинский, именно по его инициативе Юрий Хатуевич стал дирижёром-ассистентом Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Петербургской филармонии, а с 1988 уже и главным дирижером.

Маэстро покорил своей манерой работы и мастерством не только российскую публику. В период с 1979 по 2009 годы — он являлся главным приглашённым дирижёром Филадельфийского (США) и Лондонского Королевского филармонического оркестра, Королевского оркестра, Симфонического оркестра Датского радио, Дрезденского филармонического оркестра, Балтиморского симфонического оркестра и Большого театра. В 2010—2012 годах — был музыкальным директором Королевского театра Пармы (Италия) и с 2015 года - почётным пожизненным дирижёром Национальной академии Санта-Чечилия в Риме.

Как считал сам Темирканов, в работе дирижера мало быть просто хорошим музыкантом. Кроме музыкальных способностей и физических данных, важная часть – работа с людьми. Юрий Хатуевич навсегда запомнил слова матери, сказанные ею после того, как Темирканов стал руководить заслуженным коллективом. «Никогда не обижай людей»- говорила она. Этого принципа и придерживался маэстро, работая во всех коллективах: никогда не повышал голос – считал это неприличным, относился к людям с пониманием. Он замечал, как репетиции постепенно выбивали из музыканта артиста, и считал своей задачей этот артистизм пробудить.

Окружающие отмечали в Юрие Темирканове особую легкость общения, веселый нрав, доброту и готовность всегда прийти на помощь, отзывчивость.

Однажды журналист попросил Юрия Хатуевича вспомнить свою любимую сказку или притчу из детства, на что мастер ответил:

«Сказки и притчи бывают в благополучных семьях, я думаю, когда родители рядом, когда не думаешь о куске хлеба с утра до вечера. Когда нет никаких радостей детства – притчи умирают».

У великого дирижера детство выдалось и правда, не сладким. Голодным. В 1942 году фашисты расстреляли отца мальчика. Служебную квартиру, в которой они жили – отобрали, и 29-ти летняя Грина (Полина), мать мальчика, оказалась на улице с 4-мя детьми.

Отец – министр культуры, интеллигент, закончил обучение в Москве и вернулся в Кабардино-Балкарию, где работал ректором пединститута. Перевел на Кабардино-Балкарский язык несколько пьес Шекспира. Во время войны был партизаном. Имел служебную квартиру. Ему был 31 год, когда оборвалась его жизнь.

Мать Юрия, красивая Кабардино-Балкарская девушка, без образования. Спустя какое-то время после смерти мужа Грина устроилась на хлебозавод, чернорабочей. До этого работать могла только бабушка, финансов ни на что не хватало. Этот сложный период воспитал в Юре умение прощать, и понимание того, что все – суета сует. «Я хочу отомстить жизни за это детство» - спустя много лет откровенно признается Темирканов журналисту.

Близкие друзья семьи Темиркановых поражались, как 29-ей Грине в том положении удалось взрастить таких воспитанных и талантливых детей. Старший брат Юрия, Владимир – был художником, и, как говорят в Кабардино-Балкарии, хорошим художником. Может быть, именно глядя на него, большую часть жизни Юрий Темирканов мечтал рисовать, более того, имел к этому незаурядные способности. По-особенному его забавляли шаржи. Маэстро признавался, если бы не стал дирижером, наверняка выбрал бы путь художника. Борис же, второй брат Юрия Хатуевича, также как и Юрий, получил музыкальное образование. Боря – контрабас, Юра – скрипка. Окончив музыкальную школу, Юрий вынуждено уехал в Ленинград, для дальнейшего обучения - на родине учиться было негде. Но несмотря на тяжелое детство, дирижер каждый год приезжал в Кабарду на отдых, и с особым трепетом относился к этому месту, к своей семье, к матери.

Юрий Хатуевич, по просьбе друга детства – режиссера, множество раз снимался в документальных фильмах о Кабардино-Балкарии, а один из них, «Моя Кабардино-Балкария» - даже озвучил. Он всегда оставался достойным гражданином своей маленькой родины, хоть и уехал из нее полуголодным.

С музыкой у Юрия Темирканова складывались совершенно особые отношения. Он видел в ней целый мир, скрытый от простых глаз. В моменты, когда его посещало чувство одиночества, в минуты тоски и грусти, он всегда подходил к окну, смотрел на людей, и думал – «Что ты переживаешь? Ты открыл для себя целый мир, мир, который они не знают. Мир Баха, Моцарта, Брамса...». Когда его просили назвать любимого композитора, он всегда отвечал – «больше все го я люблю того автора, которого дирижирую сегодня». Именно поэтому он выбирал определенный произведения для своей программы. Он должен был их по-настоящему любить и понимать, сыграть в это было невозможно.

Ноты – всего лишь крючки, и главная задача дирижера – почувствовать и передать какие чувства стоят за ними, понять, что автор хотел сказать публике.

«Можно сыграть концерт безупречно, замечательно сыграть всю партитуру, можно сыграть все ноты, все нюансы. Но, если человека это не тронет, потому что технология – не может тронуть, если за этими нюансами не встанет что-то высокое, не тронет человека и не разволнует его, то тогда, собственно, концерта и не было».

«В конечном счете, это, правда, есть просто какой-то огромный мир человека, который нельзя опошлить одним словом. Это богатейший мир, внутренних, тончайших его ощущений, чувств и переживаний – вот это то, что берет на себя музыка».

Юрий Хатуевич по-особенному ощущал свое служение зрителю, воспринимая публику как единый организм, без которого успех не состоится. Публика, в его понимании, должна работать. Быть соучастником момента, ведь высокое искусство убивает в человеке плохие инстинкты, поднимает его дух над бытом и суетой. Чем опытнее и старше становился дирижер, тем, как ни парадоксально, больше волновался перед выходом на сцену, даже перед оркестром, с которым работал много лет. Сам он связывал этот феномен с тем, что стал больше понимать в профессии. Была и обратная сторона медали его успеха – высокий уровень самокритики. Несмотря на всеобщее восхищение, сам дирижер не считал свои выступления безупречными, он говорил о том, что ему всегда приходится идти на компромисс между тем, что он хочет, и тем – что получается.

Выдающийся симфонический дирижер, кроме того, театральный режиссер. Юрий Хатуевич Темирканов дирижировал и русскую классику, и оперу советских времен, работал с первоклассными оркестрами по всему миру, и делал это блестяще. Но оставался скромным, не публичным и человечным. Не любил давать интервью, не радовался своим пышным юбилеям, и делал все это лишь потому, что для филармонии так было нужно, положение обязывало.

Невероятного масштаба личность, Темирканов остался в памяти целого поколения. А сохранить информацию для будущих поколений о своих предках можно с помощью ресурса IWARY. Храни воспоминания надежно.


* Факты, события и иная информация, использованная в статьях, собрана из открытых источников сети интернет, и не несет в себе личную позицию автора, или уникальную информацию, полученную от первого лица, а является лишь интерпретацией заявлений различных медиа источников.


211

Может быть интересно:

14.11.2023

МЕТТЬЮ ПЕРРИ - НЕ ТОЛЬКО ЧЕНДЛЕР ИЗ «ДРУЗЕЙ»

15.01.2024

ИЗВЕСТНОСТЬ И ВЕЛИЧИНА ТАЛАНТА, ВСЕГДА ЛИ ВЗАИМОСВЯЗАНЫ ЭТИ ПОНЯТИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ?

10.11.2023

ПОЧЕМУ ВИКТОР ГРИГОРЬЕВИЧ СМАГИН РЕШИЛ ПОКОНЧИТЬ С СОБОЙ В ВОЗРАСТЕ 75 ЛЕТ

08.11.2023

УДИВИТЕЛЬНАЯ СУДЬБА ВЫЖИВШЕГО В МЮНХЕНСКОЙ АВИАКАТАСТРОФЕ ФУТБОЛИСТА СТОЛЕТИЯ - БОББИ ЧАРЛЬТОНА. ЧАСТЬ 2

Сохраните память

Создайте страницу памяти Вашего близкого человека прямо сейчас