26.08.2023
ЖИЗНЬ ВЕЛИКОГО РЕЖИССЁРА ГЛЕБА ПАНФИЛОВА.
«Мысль материальна. Душа материальна, и даже, как говорят ученые, имеет вес. А знаете что нематериально? Время. Оно идет, но взвесить его невозможно, остановить – невозможно, схватить – невозможно. Запечатлеть миг – можно, и поставить под ним точное время, но взвесить время – невозможно. Оно невесомо. Самое таинственное понятие в жизни, но ему подчинено все, ибо все во времени изменяется». Глеб Панфилов (Остров).
На протяжении всей жизни режиссера все действительно изменялось – страна претерпевала большие перемены, профессия, технологии кинопроизводства, планы и даже мечты. Все менялось, кроме вдохновительницы и судьбы всей его жизни, его музы, Инны Чуриковой. Они познакомились еще в далеком 1966, когда будущий режиссёр поступил на службу в «Ленфильм». Роман продолжился во время съемок дебютного фильма Панфилова «В огне брода нет» и превратился в долгий счастливый брак и творческий тандем, длинною более полу века.
Ключевое место действия работ режиссера – Россия ХХ века. Главный вопрос – зачем мы? В картинах «Начало», «В огне брода нет», «Мать», «Прошу слова», «Тема», «Васса» - было все: проза жизни и поэтический восторг, искренняя ирония и тихая горечь, а иногда и «несвоевременные мысли» о сути человеческой натуры в сложных для него обстоятельствах, в пиковые моменты экзистенциального выбора. Главные героини его фильмов, которых удалось так блестяще воплотить в жизнь его жене, почти святые, немного «юродивые», мечтающие излечить мир необъятной любовью, мечтой о недостижимом. Сам мастер был убежден, что самая ценная категория для человека – сострадание.
В кинокартине «Начало», о шансе сыграть Жанну Д`Арк в большом кино актрисе из ТЮЗа, еще прослеживается энтузиазм и некая эйфория творческого эксперимента, однако вместе с режиссёром «повзрослели» и его герои. Вместо юной влюбленности, взрыва эмоций и юношеских иллюзий приходят поиски своего места в жизни, психологическая точность и скептическое отношение к романтическим идеалам, а художественный подход сменяется на более строгий.
Непатриархальный взгляд на роль женщины в обществе, сомнение в самой идее романтической любви как единственного пути к женскому счастью и альтернатива в качестве профессиональной реализации в «Начале» совсем скоро сменяется на критику фанатичной самоотдачи своему делу в «Прошу слова». Дегуманизация советского режима, попытка выправить «перегибы на местах», мрачный прогноз о будущем советского строя, тема эмиграции, демонстрация подавления человеческих чувств, попытка опровергнуть аргументы советской власти, говоря с ней на одном языке – долгий путь режиссёра в борьбе с цензурой и состоянием творческой безысходности.
«Тема» легла на полку на несколько лет, а сам Панфилов с этого момента отказывается от современного материала и обращается к литературным источникам. До революции ему удается снять еще три картины о сильных женщинах: «Валентина», «Васса», «Мать». В 2000, спустя десять лет творческого перерыва художник снимет картину, неслыханную для прежней советской реальности: «Романовы. Венценосная семья». В ней Глеб Панфилов показывает зрителю исторические события через призму семейных ценностей. Далее последуют две экранизации Солженицына «В круге первом» и «Иван Денисович», кинодрама «Без вины виноватые» и сотрудничество с Никитой Михалковым в проекте «Утомленные солнцем 2». Он снял десятки картин, многие из которых завоевали международные награды: «Золотой леопард», «Серебряный лев» и другие.
Со временем Глеб Панфилов раскрывается не только как кинорежиссёр, но и постановщик театральных работ, таких как «Гамлет», «Sorry», и другие, в которых ему удается наконец развязать себе руки и донести ключевые переживания до зрителя в неискаженной цензурой форме.
Удивительно, что путь героя самого Глеба Панфилова начался совсем не в творческой среде. Первое образование – техническое, химический факультет Уральского политехнического института. Работа в НИИ, а позже смена профессии в возрасте 30-ти лет. Съемки нескольких документальных фильмов на Свердловском телевидении, заочное отделение ВГИКа и режиссерские курсы в Москве.
Этот путь героя учит нас искать свое место в жизни несмотря ни на что, не предавать свои ценности и нести в мир то, чем ты готов поделиться с людьми, невзирая на преграды. Пронести через всю жизнь одну любовь, и уйти – оставив огромное творческое наследие за плечами. Каждый путь героя уникален, а сохранить и рассказать о нем можно на нашем портале IWARY, создав уникальную страницу памяти.
* Факты, события и иная информация, использованная в статьях, собрана из открытых источников сети интернет, и не несет в себе личную позицию автора, или уникальную информацию, полученную от первого лица, а является лишь интерпретацией заявлений различных медиа источников.