26.03.2024
АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ ШИРВИНДТ
Ироничная обаятельность – эти два слова были самой емкой характеристикой Александра Ширвиндта. Несмотря на отсутствие в фильмографии артиста главных ролей, он был по-настоящему любим всей страной. Актер – по призванию, театральный режиссер – по необходимости, сценарист, педагог и писатель – по зову сердца.
Атмосфера дома Ширвиндтов с самого детства располагала Сашу к нахождению «своих» именно в творческой среде. Мама, Раиса Самойловна - актриса, выпускница Второй студии МХТ, а позже главный редактор концертного отдела Московской филармонии. Ее супруг, отец мальчика, выдающийся скрипач оркестра Большого театра и педагог Музыкального техникума имени А.А. Ярошевского - Анатолий Густавович (Теодор Гдальевич) Ширвиндт. Единственная родная сестра Саши умерла еще до его рождения, в возрасте девяти лет.
Шумная московская юность артиста прошла в коммуналке на Скатертном переулке. Семья считалась зажиточной, из 8 комнат на 6 семей Ширвиндтам принадлежало целых две.
За месяц до 7-го дня рождения младшего Ширвиндта случилось самое страшное событие XX века – началась Великая Отечественная Война:
«Тот самый длинный день в году, с его безоблачной погодой,
Нам выдал общую беду на всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след и стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет живым не верится, что живы...».
К. М. Симонов
Дача семьи находилась в Жуковском. Первые бомбежки случились как раз в то время, когда дети были на каникулах. На участке ребята игрушечными лопатками рыли траншею, по своей наивности надеясь в них укрыться. Так прошли первые дни войны. Вскоре всю семью эвакуировали в город Чердынь, нынешнего Пермского края, где они находились вплоть до 1943 года.
Вернувшись в столицу, Саша Ширвиндт учился в элитной московской школе №110, учился скверно. Для перевоспитания педагогический состав даже сделал его пионервожатым, но разбудить тягу к учению при помощи чувства возросшей социальной ответственности не вышло. Несколько раз серьезно вставал вопрос об исключении Александра, но руководство школы не могло решиться на такой радикальный шаг. Раиса Самойлова, мама Саши, обладающая серьезными связями с миром культурной богемы города, организовывала в школе концерты правительственного уровня, с привлечением известнейших артистов того времени - выгнать ее сына никто не осмелился. Родители пытались развить в сыне и любовь к музыке. Отец играл на скрипке, к тому же хотел приучить и юного Сашу. Но мальчик терпел уроки как испытание, и любовью к инструменту так и не проникся, с 6 класса музыкальной школы его все же выгнали. Зато пионерские лагеря мальчик искренне полюбил, и не единожды проводил там время. Его, как и сотни других ребят советского времени, влекла туда жажда к свободе общественной жизни.
Окончив школу, юноша пробует поступить на два, абсолютно противоположных, направления: творческое – Театральное училище имени Б.В. Щукина, и гуманитарное – юридический факультет МГУ. И если творческая жилка закономерно объяснялась влиянием культурного окружения семьи, дружбой его родителей с яркими представителями искусства – В. Н. Яхонтовым, В. И. Качаловым, Я. В. Флиером, А.С. Буховым, Р. В. Зеленой, А.К. Власовым и многими другими. То гуманитарное – было продиктовано, в большей степени, родственными связями. Гдаль (Густав) Моисеевич Ширвиндт, дедушка Саши, был врачом. Родные братья отца: Евсей Ширвиндт – юристом, Борис Ширвиндт - врачом.
Творческая натура взяла верх, и в 1956 году Александр Ширвиндт окончил курс Веры Константиновны Львовой с отличием, после чего был принят в труппу Театра-студии киноактера. В том же году состоялась и первая премьера артиста в кинокартине «Она вас любит!» под руководством режиссеров Семена Деревянского и Рафаила Сусловича.
Уже через год артиста приняли в другую, труппу театра им. Ленинского комсомола, и зачислили в штат киностудии «Мосфильм». Там Ширвиндт прослужил 10 лет, 3 из которых участвовал по большей части в массовке или безмолвных ролях.
С 1957 года началась и первая преподавательская деятельность актера в родной «Щуке», и семейная жизнь в качестве супруга. Женой Ширвиндта стала архитектор, Наталья Николаевна Белоусова.
С 1961 года появились уже более серьезные, работы в спектаклях: «Центр нападения умрет на заре», «Чемодан с наклейками», «Вам 22, старики!», «О Лермонтове», «До свидания, мальчики!», «В день свадьбы», «104 страницы про любовь», «Каждому свое», «Снимается в кино», «Что тот солдат, что этот» и «Чайка». Но самой известной ролью этих времен стала последняя – Людовик, в постановке «Мольер» режиссера А. Эфроса. Именно вместе с ним, часть коллектива, в том числе Ширвиндт, перешла в Московский драматический театр на Малой Бронной.
На новом месте Александр Анатольевич задержался не на долго, сыграл в трех спектаклях «Как вам это понравится», «Счастливые дни несчастливого человека» и «Ромео и Джульетта». Спустя три года театральной жизни на Бронной, по приглашению близких друзей Державина, Захарова и Миронова – Актер начал работать в Московском академическом театре сатиры, которому и посвятил всю свою дальнейшую жизнь.
Настоящая крепкая дружба Саши Ширвиндта и Миши Державина завязалась еще в школе, в далеком 1946 году. Спустя десять лет товарищи стали еще и постоянными партнерами друг друга по эстрадным номерам. Дуэт украшал все творческие праздники московского мира искусства, а позже к ним присоединились и Марк Захаров с Андреем Мироновым.
Судьба Московского академического театра сатиры переплелась с душой Ширвиндта практически на полвека. Богатый список более чем из 30 –ти ролей, 25 режиссерских работ, а с 2000 года и пост художественного руководителя театра, после ухода легендарного Валентина Николаевича Плучека.
Не даром говорят : «Нет ничего более постоянного, чем временное». Административную должность художественного руководителя Ширвиндт занимал «на время», по большой просьбе коллектива. Года шли, а достойной замены так и не находилось. Несмотря на колоссальную занятость в театре, фильмография актера насчитывает около 60-ти больших и малых актерских ролей, больше десятка работ озвучивания, дубляж, 13-ть ролей в киножурнале «Фитиль» и 9 крупных телевизионных работ в роли ведущего. Лауреат огромного количества премий, в том числе – национальных. Учитель целой плеяды артистов, профессор. Среди его учеников такие артисты, как: Леонид Ярмольник, Амалия Мордвинова, Александр Олешко, Елена Подкаминская, Мария Голубкина, Ирина Лачина, Анна Исайкина и Анна Бруссер.
Он не уставал повторять, что нашел свое истинное призвание намного позднее актерской деятельности, и этим призванием стала книга. Автор написал целую серию биографической литературы: «Былое без дум», «Schirwindt, стёртый с лица земли», «Проходные дворы биографии», «Склероз, рассеянный по жизни», «В промежутках между», «Опережая некролог» и последнюю, «Отрывки из обрывков».
Личность необъяснимого масштаба, в чьей судьбе так тесно сплетались дружба, актерство, творчество, семья, любовь и театр. Открытый, абсолютно дружелюбный, его натура вереницей собирала вокруг себя близких по духу людей, шедших с ним нога в ногу до самой смерти. Он умел дружить, умел любить, умел понимать и слушать, умел оставаться верным самому себе и своим убеждениям в любых обстоятельствах. Его главная роль – роль Александра Ширвиндта.
Наша память может нас подвести, но только не IWARY. С этим сервисом можно сохранить воспоминания о близких, и передать историю жизни потомкам.
* Факты, события и иная информация, использованная в статьях, собрана из открытых источников сети интернет, и не несет в себе личную позицию автора, или уникальную информацию, полученную от первого лица, а является лишь интерпретацией заявлений различных медиа источников.