08.11.2023
УДИВИТЕЛЬНАЯ СУДЬБА ВЫЖИВШЕГО В МЮНХЕНСКОЙ АВИАКАТАСТРОФЕ ФУТБОЛИСТА СТОЛЕТИЯ - БОББИ ЧАРЛЬТОНА. ЧАСТЬ 2
До Югославии команда добирается без приключений, играет с «Црвеной Звездой» вничью 3:3, но благодаря домашней победе тремя неделями ранее Манчестер выходит в полуфинал Кубка европейских чемпионов. Переночевав в отеле в четверг, команда отправляется домой, на авиалайнере Airspeed AS.57 Ambassador совершавшем рейс BE609 по маршруту Белград—Мюнхен—Манчестер. Такой усложненный маршрут был необходим для дозаправки, ведь в те годы самолеты имели меньший объем топливных баков. Прибыв в аэропорт Мюнхена, пассажиры покинули борт и отправились в здание терминала для отдыха. В 14:19 по Гринвичу все пассажиры уже находились в самолете, и готовились к взлету. Авиалайнер выехал на взлетно-посадочную полосу, начал разгон, но вдруг резко затормозил и командир корабля сообщил о небольшой технической неполадке. Необходимо было вернуться в начало полосы и повторить попытку. Но и вторая попытка не увенчалась успехом. Командир обратился к пассажирам снова, уже с просьбой покинуть борт до устранения неполадок. Причиной двух неудачных попыток взлета, сейчас, называют слишком сильное ускорение двигателя из-за переобогащения топливной смеси, хотя для этого класса самолетов это считалось нормой, и решалась более плавным разгоном воздушного судна. Но настоящая проблема состояла в том, что для более плавного разгона нужна длинная взлетно-посадочная полоса. И хотя в аэропорту Мюнхена ее длина составляла два километра (чего было более чем достаточно для медленного разгона), в тот злополучный день началась сильная метель. После двух неудачных попыток взлета, капитан самолета не хочет терять сутки в номере отеля, и снова приглашает пассажиров на борт уже в 15:00 дня.
Дальше события развивались стремительно:
15:03 самолет выстраивается в начало взлетно-посадочной полосы, для набора необходимой скорости – 220 км/ч
Самолет начинает движение, 30 км/ч, 60 км/ч, 120 км/ч, 170 км/ч, 217 км/ч…
Затем слышен хлопок, скорость снижается до 194 км/ч, самолет теряет управление.
Борт выезжает за пределы взлетной полосы, пробивает собой забор аэропорта и врезается в дом неподалеку. От удара у самолета отваливается крыло и часть хвоста, кабина пилотов врезается в дерево, а правым бортом лайнер ударяется об ангар, где стоит грузовик с горючим – происходит взрыв. Тела пассажиров разбросало на несколько сотен метром.
В результате – из 44 пассажиров, 20 человек погибли на месте, еще 3 скончались спустя несколько дней в больнице. Среди погибших: 8 футболистов Манчестер Юнайтед, 3 члена тренерского штаба, 8 журналистов, 2 члена экипажа, 1 турагент и 1 болельщик, близкий друг Мэтта Басби. Один из выживших, вратарь Гарри Грегг, после трагедии, бросился спасать пассажиров, в том числе тренера Мэтта.
Бобби Чарльтону удалось выжить в той катастрофе. Он пришел в себя прямо в кресле, которое вырвало из салона и выбросило на взлетно-посадочную полосу. В этом и был главный ответ на вопрос, каким чудом половине пассажиров лайнера удалось выжить - ремни безопасности. Все, кто пережил трагедию, перед взлетом - пристегнулись. Еще одна важная деталь стала известна лишь спустя 10 лет после случившегося. Кто виноват в крушении лайнера? В самом начале пытались обвинить командира борта, ведь он был единственным выжившим пилотом. Якобы он не проверил самолет перед взлетом и из-за обледенения закрылки не открылись. На самом же деле суть трагедии крылась в другом: льда на крыльях не было, а вот настоящей причиной гибели 23 человек стала нерасчищенная до конца взлетно-посадочная полоса. Обычно всю длину полосы никто не использовал, но в случае с бортом 609 именно этих заснеженных сотен метров не хватило для набора недостающих 3км/ч.
После авиакатастрофы Бобби Чарльтон вернулся в Юнайтед и помог выиграть команде Первый дивизион в сезонах 1964/65 и 1966/67, став чемпионом мира в 1966. А в 1968, под капитанством Чарльтона, Манчестер стал первым английским клубом, выигравшим Кубок европейских чемпионов. Бобби был не только рекордсменом команды по забитым мячам с 1973-2017 годы, но ему также принадлежал рекорд по количеству проведенных за Юнайтед мячей – 758, который удалось побить району Гиггзу лишь в мае 2008 года. На момент завершения карьеры он провел 106 матчей за сборную.
После активной футбольной карьеры до 1973, сэр Роберт стал играющим тренером в команде Престон Норд Энд, но очень быстро завершил тренерскую карьеру - уже в 1975 году. В 1984 году он стал членом совета директоров Манчестер Юнайтед, и занимал этот пост до самой смерти 21 октября 2023 года.
Удивительный мир, в котором даже автокатастрофа не стала приговором для юного футболиста. Судьба уготовила ему длинный и захватывающий путь, длиною в 86 лет. Никто не знает что ему уготовано, но страница памяти – лучший способ оставить лучшее о себе для своих потомков. Сервис IWARY помогает людям хранить воспоминания о прошлом и создавать свою историю сегодня. Чтобы ничто не осталось забыто.
* Факты, события и иная информация, использованная в статьях, собрана из открытых источников сети интернет, и не несет в себе личную позицию автора, или уникальную информацию, полученную от первого лица, а является лишь интерпретацией заявлений различных медиа источников.