НЕ ДОЖИЛ СУТКИ ДО СВОЕГО 86-ГО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ДМИТРИЙ АВДЕСНЯК

Не дожил сутки до своего 86-го дня рождения, Дмитрий Авдесняк – создатель легендарной «Копейки».

Классический советский автомобиль, ВАЗ 2101. В те времена о нем грезил, наверное, каждый житель Советского Союза. Совершенно новая на тот момент модель, показывала неоспоримые преимущества, а на фоне всеобщего дефицита – была показателем статуса ее владельца, и своеобразным мерилом «успеха». Достать машину в то время – была целая задача.

Во-первых, ВАЗ 2101 стоил баснословных денег, 5620 рублей, при средней зарплате советского гражданина в 170 рублей, то есть для покупки такого автомобиля требовалось 47 зарплат.

Во-вторых, мало было просто иметь «под подушкой» финансовые запасы, нужно было еще отстоять очередь длиною в 10 лет, из-за дефицита на данный авто.

В-третьих, получив, наконец, долгожданный автомобиль, относиться к нему нужно было аккуратно, и беречь как зеницу ока, ведь найти подходящие детали для ремонта чаще всего было просто невозможно, либо они стоили слишком дорого и продавались на черном рынке.

Но, несмотря на все эти сложности, ваз 2101, в простонародье «копейка», продолжал пользоваться популярностью еще очень долго время, вплоть до 90-х, когда на автомобильный рынок страны потоком хлынули иномарки, которые в разы превосходили отечественный ВАЗ.

Одним из создателей или «отцов» данной модели был выдающийся инженер конструктор Дмитрий Авдесняк. Именно он спроектировал самый первый штамп, который начали использовать на Волжском автомобильном заводе. Судьба нового завода была не простой. Главной задачей власти во времена тотально дефицита было создание такого продукта для населения, за который оно будет готово с удовольствием расставаться со своими накоплениями, ведь дефицит порождал накопительство. Люди попросту не знали, куда тратить деньги, если покупать нечего. И деньги в казну государства не возвращались, что грозило инфляцией.

Таким продуктом должен был стать автомобиль, и не какой – нибудь, а лучше чем все, что были доступны до этого. Для решения этой задачи был организован конкурс, на котором зарубежные автомобильные компании представляли свои модели. Выбор пал на Reno 16 и Fiat 124, передний привод против отлаженной и проверенной заднеприводной конструкции. Спорили очень долго, но в дело вмешалась политика.

Отношения с Италией в Советском Союзе были теплее, поэтому решено было построить отдельный завод для запуска серии переоборудованного под советские дороги Fiat. Именно переоборудованием и изменением зарубежной модели занималось все конструкторское бюро нового завода. А еще строительством самого завода, налаживанием линий производства и постройкой городка поблизости, где и будут проживать будущие работники предприятия со своими семьями. И этими конструкторами и инженерами руководил Дмитрий Авдесняк.

После длительных испытаний было выявлено огромное количество слабых мест в автомобиле, в итоге в конструкцию было внесено более 800 изменений, а производство Ваз 2101 стало стимулом не только к покупательской способности населения, но и к росту химической промышленности, ведь для нового автомобиля пришлось производить абсолютно новое масло.

Завод был построен раньше срока, его возвели за три года, вместо шести ожидаемых. Осталось дать название, и после конкурса был выбран вариант «Жигули», в честь Жигулевских гор, располагающихся недалеко от Тольятти. 19 апреля 1970 года с конвейера сошел первый автомобиль с названием Жигули.

Интересно и то, что под строительство завода был взят большой, даже по меркам государства, кредит. Именно по этой причине, несмотря на масштабное производство, копейка оставалась дефицитом в самом союзе. 45% машин шли на экспорт в зарубежные страны, больше «валюту», для погашения кредита, советскому союзу взять было негде. Продавалось авто в три раза дешевле, чем на родине, всегда было доступно, нужды в поисках необходимых запчастей не было. В то время как внутри страны машина была дорогой, ждать очереди приходилось 10 лет, а запчастей не достать. Вот такое вот «равенство» в колыбели советской истории.

Авдесняк и его команда более 20ти лет трудились на ВАЗе, и оставили нам в наследие легендарный автомобиль того времени. А донести до потомков свои достижения и успехи можно с помощью сервиса хранения воспоминаний – IWARY.


* Факты, события и иная информация, использованная в статьях, собрана из открытых источников сети интернет, и не несет в себе личную позицию автора, или уникальную информацию, полученную от первого лица, а является лишь интерпретацией заявлений различных медиа источников.


189

Может быть интересно:

06.01.2024

ЖИЗНЬ ДЛИНОЮ В ВЕК. КАК СЛОЖИЛАСЬ СУДЬБА ГЕОРГИЯ АРТАШЕСОВИЧА ТЕР-ГАЗАРЯНЦА

28.09.2023

В ВОЗРАСТЕ 82 ЛЕТ УМЕР 19-Й АКТЕР ИЗ ГАРРИ ПОТТЕРА - МАЙКЛ ГЭМБОН

10.11.2023

ПОЧЕМУ ВИКТОР ГРИГОРЬЕВИЧ СМАГИН РЕШИЛ ПОКОНЧИТЬ С СОБОЙ В ВОЗРАСТЕ 75 ЛЕТ

21.03.2024

РИМАС ТУМИНАС.

Сохраните память

Создайте страницу памяти Вашего близкого человека прямо сейчас