16.11.2023
КАК РУКА ОБ РУКУ ЖИЛИ ИСКУССТВО И НАУКА В ИСТОРИИ ВЕЛИКОГО ПИАНИСТА ТИГРАНА АЛИХАНОВА.
Тигран Абрамович, народный артист России, профессор Московской консерватории, лауреат международного конкурса, советский и российский пианист. Любовь к музыке появилась у мальчика еще в детстве, и это было не удивительно, если представить атмосферу дома Алихановых и его гостей. Мать мальчика – Слава Соломоновна Рошаль – скрипачка, солистка московской консерватории. Друзья семьи, часто бывающие в их доме, известнейшие люди того времени, творческая и научная элита: Л. Д. Ландау, Д. Шостакович, М.С. Сарьян, Л.В. Оборин, М.В. Юдина, Д.Б. Кабалевский, А. Хачатурян и другие. С 4х лет мама отдала маленького Тиграна на уроки фортепьяно, благодаря чему и смог раскрыться природный талант мальчика. Но это был не единственный вклад семьи в формирование личности и мировоззрения сына. Огромную роль в жизни Тиграна сыграл отец, а точнее его работа.
Абрам Исаакович Алиханов, родом из Тифлиса, большую часть жизни прожил с семьей в Москве. Этот выдающийся физик был одним из тех, кто стоял у основ развития ядерной физики в СССР. Абрам Исаакович обладал довольно бунтарской натурой для 40-х лет, учитывая особенности политического режима в стране, и часто «ходил по лезвию». У Лаврентия Берии ученый был на особом контроле, но Алиханов пользовался тем, что был нужен политическому руководству страны, и все его свободные и импульсивные действия сходили ему с рук. Например, не многим тогда была доступна дружба с опальным Капицей, в то время как Абрам Иосифович регулярно навещал его на Поклонной горе и с завидным постоянством устраивал с ним дружеские вечера. Говорил что думал, дружил с тем, с кем хотел - эти качества, конечно, передались и его сыну, Тиграну Алиханову.
Почему же Абраму Исааковичу было дозволено больше, чем остальным?
Время великих достижений: исследования в области атома, урановые разработки, создание реакторов. Создавалась атомная, а затем и водородная бомбы. По высочайшему приказу в 1942 году в Москву вызвали лучшие умы Советского Союза для обсуждения вопроса государственной важности. До руководства страны дошла информация об исследованиях, активно проводившихся в Европе и США. Темой атома и ядерной энергии в стране на тот момент активно занималось двое ученых: Игорь Васильевич Курчатов и Абрам Исаакович Алиханов. Предстояло решить, кто из них возглавит новый проект. Несмотря на то, что большинство голосов академиков получил Алиханов, более того, он уже был членом-корреспондентом академии наук, а Курчатов – только доктором, Сталин назвал Курчатова. Сложность предстоящей работы заключалась не только в ускорении исследований, но и в принципиально разных подходах Алиханова и Курчатова. Еще в 43-44 годах Алиханов, параллельно с работой над атомным реактором занимался интересующими его много лет исследованиями космических лучей, но после бомбы, сброшенной США на Хиросиму в 1945г – проволочек больше не допускалось, чистая наука закончилась, целью стал лишь результат.
Ключевое отличие подходов Алиханова и Курчатова было в охлаждающей системе реакторов. Курчатов работал над графитовыми реакторами, в то время как Алиханов предлагал реакторы на тяжелом водороде. Злую шутку в этом выборе сыграло экономическое положение страны и в приоритет взяли разработки Курчатова, ведь производство графитовых реакторов выходило значительно дешевле. Реактор на тяжелом водороде был затратнее, но неоспоримым его преимуществом была безопасность, на которую в тот момент ставок не делалось. При перегреве реактора цепная реакция останавливалась автоматически, то есть сценария 1986 года в Чернобыле на Алихановских реакторах просто не могло бы произойти. Но история распорядилась иначе.
Несмотря на разность взглядов, с Курчатовым у ученого сложились хорошие рабочие отношения, но быть под его полным руководством Абраам Исаакович отказался. Так в 1945 году были созданы Лаборатория №2 – под руководством Курчатова, и Лаборатория №3 – которую возглавлял Алиханов.
Абраам Исаакович создал первый в СССР ядерный реактор с тяжеловодородным замедлителем, первый протонный ускоритель, первый синхрофазотрон. Проводил работы по оптике рентгеновских лучей, искусственной радиоактивности, бета и альфа распаду, и актуальной сейчас как никогда, теме космических лучей.
Именно такую «опасную физику» видела мать Тиграна, а сам мальчик с детства знал, что такое закрытые секретные города без доступа посторонних людей, колючая проволока и НКВД. Именно поэтому Слава Рошаль направила сына в сторону искусства, да и у самого Тиграна тяги к физике не было.
В 1950—1961 годах он обучался на фортепианном отделении Центральной музыкальной школы при Московской консерватории в классе А. С. Сумбатян. После продолжил обучение на фортепианном факультете Московской консерватории в классе профессора Л. Н. Оборина, там же пианист и проходил стажировку. Являлся заведующим кафедрой камерного ансамбля и квартета Московской консерватории (с 1992 года до конца жизни). Солист Московской филармонии, вёл сольную концертную деятельность, выступал с различными камерными ансамблями и симфоническими оркестрами. Много гастролировал за рубежом, давал вступления в Австрии, Алжире, Венгрии, Греции, Италии, Испании, Нидерландах, США, Чехословакии, ЮАР. Но любимой европейской страной называл Францию, которая больше всего отзывалась в его душе.
Его коллеги отмечали в Алиханове серьезную исполнительскую манеру, бережное отношение к замыслу автора, тембровое богатство фортепьянного звучания, повышенное чувство ответственности и невероятное трудолюбие.
Два абсолютно разных, и, казалось бы, таких далеких мира науки и искусства гармонично существовали в семье Алихановых, давая возможность таланту каждого раскрыться. И ученый и пианист внесли огромный вклад в развитие страны и культуры, а запечатлеть в памяти поколений вклад своих предков можно с помощью сервиса IWARY.
* Факты, события и иная информация, использованная в статьях, собрана из открытых источников сети интернет, и не несет в себе личную позицию автора, или уникальную информацию, полученную от первого лица, а является лишь интерпретацией заявлений различных медиа источников.