ПОЭТ В ОКОВАХ: ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ЛЬВА РУБИНШТЕЙНА В ЭПОХУ ЗАПРЕТОВ.

Мастер художественного слова - Лев Семенович Рубинштейн. Поэт, эссеист, библиограф, публицист, один из основоположников «московского концептуализма».

Его жизненный путь начался спустя два года после окончания Великой Отечественной Войны, 19 февраля 1947 года. В семье ассимилировавшихся советских евреев. Несмотря на то, что мальчик рос в центре Москвы, антисемитские настроения не обошли его стороной. После «дела врачей» сверстники и учителя с трудом соблюдали правила приличия, и, хоть это и не стало серьезным разочарованием Льва, тем не менее, слово «жид» ему было знакомо.

Родители, как впрочем, и все остальные родственники, не имели к искусству ни малейшего отношения. Мать, Елена Михайловна Коган, родом из Полтавы, работала учителем. Отец, Семен Львович Рубинштейн – участник войны, военинженер 3 ранга, в мирное время – инженер строитель. Дяди, тети, и вся остальная семья – люди технических, «позитивных профессий». Единственным «отличившимся», кроме самого Льва Семеновича, вся семья считала известного художника, его двоюродного брата – Юрия Злотникова. Он был одним из первых послевоенных советских абстракционистов, нигде не работал и спал до часу, чем вызывал неприязнь у всей родни. Папа и мама говорили маленькому Льву: «Будешь плохо учится, будешь как Юра». Сыну же, в отличие от остальных, напротив, творческий подход Юры к жизни импонировал куда больше, чем скучные будни советского трудящегося. Свою жизнь мальчик решил связать со словом, осознано или нет, окончив филологический факультет Московского государственного заочного педагогического института (МГГУ им. М. А. Шолохова), в стенах которого длительное время проработал библиотекарем.

Несмотря на разность интересов со своей семьей, и сложное время в стране, главным подарком судьбы в жизни маленького еврейского мальчика в сталинском государстве стала безусловная любовь его родителей, в которых он чувствовал непоколебимую опору и уверенность. Детство было одним из лучших и счастливых периодов его жизни.

В конце 60-х, будучи юношей, Лев Рубинштейн всерьез увлекся литературой. Позже он описывал желание писать, как самотерапию. Поэзия была для него способом примириться с реальностью. Написание стихов стало попыткой найти ритмообразующий фактор существования. Он считал, что жизнь нуждается в ритме, а поэзия – прекрасный способ этот ритм обнаружить.

В середине 70-х Рубинштейн попадает в компанию близких по духу художников и писателей, объединенных общим взглядом на жизнь. Их всех объединяло одинаковое отношение к искусству, как к уже законченному явлению. Коллеги по творчеству считали, что все уже написано, нарисовано и сказано, и все, что им остается – «работать с обломками цивилизации». Товарищи были уже взрослыми, но сразу друг друга поняли. Все они находили свое время «пустым», и старались эту пустоту «оформить». Среди них были: Илья Кабаков, Эрик Булатов, Виктор Пивоваров, Иван Чайков, Всеволод Некрасов, Дмитрий Пригов, сам Лев Семенович, Владимир Сорокин и другие. Творческое объединение, на удивление, не вызывало больших вопросов у органов. Работников милиции интересовало лишь общение компании с иностранцами, о чем и проводились редкие беседы. Эмигрантские издания того времени даже ставили специальную ремарку на титульном листе таких писателей:

«Тексты авторов, проживающих на территории СССР, публикуются без их ведома».

Первые публикации Рубинштейна на русском языке и в переводах появились на Западе в конце 70-х, в России же писатель начал публиковаться десятью годами позднее.

Творческий стиль автора формировался в условиях жесткого самиздата. Его окружение, как и он сам, презирало советские издания, публиковаться там было непозволительно с моральной и этической точки зрения поэта. Лев Рубинштейн знакомил советского читателя со своим творчеством на литературных чтениях, издавался в частных журналах и посещал квартирные выставки, пользующиеся в то время особой популярностью из-за манящего духа «запрета». В отличие от картин своих товарищей-художников, творчество Рубинштейна оставалось эфемерным. Так, он почувствовал необходимость перевести текст из состояния неопубликованности, в визуальное литературное измерение.

Вначале поэт, вместе со знакомым фотографом, отправился на задние дворы знакомых зданий, и стал оставлять на них мелом замысловатые, выдранные из контекста строки. Так им удалось создать целый альбом подобных фотографий, который позже был безвозвратно утерян. Рубинштейн писал стихи на этикетках от вина, спичечных коробках, и прочих предметах, которые попадались ему под руку. А благодаря опыту библиотечной работы, вскоре, ему удалось и вовсе изобрести новый жанр, возникший в его сознании на границе вербальных, изобразительных и перформативных искусств – жанр «картотеки». Первую такую «картотеку» он создал в 1974 году. Этот жанр долгое время был большой частью его творческой работы.

Но даже большому художнику, на длинной дистанции, нужен перерыв. Так, в середине 90-х, Лев Семенович почувствовал, что в его поэзии случится пауза, и на несколько лет отклонил свой курс от написания стихов в сторону эссе и колонок в журналах. Он всегда считал, что поэтическое искусство находится ближе к музыке, чем к прозе или литературе. Поэзия, как и современное искусство, это жанр личности, в котором важен не результат как сделанная вещь, а искусство артистического художественного поведения, посредством которого автор предъявляет себя миру.

Лев Рубинштейн - участвовал во многих поэтических и музыкальных фестивалях, художественных выставках и акциях, а также был составителем альманаха "Личное дело №". В 1994 году он получил стипендию DAAD в Берлине.

Его работы были опубликованы в газете "Коммерсантъ" (1995) и журналах "Итоги" (1996-2001), "Еженедельный журнал" (2001-2002) и "Политбюро" (2003). Он также работал обозревателем в "Итогах" и "Еженедельном журнале". С 2005 по 2015 год он писал для сайта Грани.ру, был колумнистом на Stengazeta.net (с 2005 года) и Inliberty.ru (с 2015 года).

К 2010 году он почти полностью отказался от писания на карточках и связанной с этим поэтики, объясняя это появлением компьютеров, интернета и социальных сетей. Его произведения были переведены на английский, немецкий, финский, французский, шведский, польский и другие языки.


* Факты, события и иная информация, использованная в статьях, собрана из открытых источников сети интернет, и не несет в себе личную позицию автора, или уникальную информацию, полученную от первого лица, а является лишь интерпретацией заявлений различных медиа источников.


176

Может быть интересно:

15.02.2024

ТОЛСТЫХ МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ

13.09.2023

ПЕРВЫЙ ВРАЧ В КОСМОСЕ

25.09.2023

СОЗДАТЕЛЬ ВШЭ И БЫВШИЙ МИНИСТР ЭКОНОМИКИ ЕВГЕНИЙ ЯСИН УШЕЛ ИЗ ЖИЗНИ В ВОЗРАСТЕ 89 ЛЕТ.

21.09.2023

НЕ ДОЖИЛ СУТКИ ДО СВОЕГО 86-ГО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ДМИТРИЙ АВДЕСНЯК

Сохраните память

Создайте страницу памяти Вашего близкого человека прямо сейчас